Наша история

История милиции в нынешнем ее виде начинается в октябре 1917 года, когда на основании Декрета II Всероссийского съезда Советов был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) РСФСР, главными задачами которого стали организация советского строительства на местах и охрана революционного порядка. Как орган охраны общественного порядка НКВД руководил милицией, уголовным розыском, войсками внутренней охраны, делами записи актов гражданского состояния, разрабатывал документы по вопросам советского строительства, устанавливал типовую структуру Советов и их органов, собирал и обрабатывал статистические данные об их деятельности.

10 ноября (28 октября по старому стилю) 1917 г. НКВД принял Постановление «О рабочей милиции», предусматривающее ее организацию. Эта дата и считается днем ее создания.

В 1930 году НКВД РСФСР был упразднен, а его функции переданы другим органам. В 1930-1934 гг. в СССР и союзных республиках народные комиссариаты внутренних дел отсутствовали.

10 июля 1934 года был образован НКВД СССР как союзно-республиканское ведомство. Одноименные наркоматы были созданы и в союзных республиках (кроме РСФСР). В НКВД в полном составе вошло ОГПУ СССР, после чего оно было преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Наряду с ним в наркомате были образованы: Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВО), Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ), Главное управление пожарной охраны (ГУПО), и другие службы.

Таким образом, государственные административно-хозяйственные функции из ведения НКВД (МВД) ушли к другим органам. Со временем в самостоятельное ведомство выделились и органы государственной безопасности. Видоизменяясь в зависимости от обстановки, МВД России существует и в настоящее время.

9 февраля 1935 года было создано Управление НКВД по Тверской (Калининской) области. Первым народным комиссаром УНКВД был назначен комиссар государственной безопасности 3-го ранга Я.А. Дейч, который работал в данной должности до 1936 года.

После ликвидации народных комиссариатов внутренних дел союзных и автономных республик руководство милицией и уголовным розыском стали осуществлять главные управления милиции и уголовного розыска при Совнаркомах республик. Кроме того, в составе ОГПУ СССР была создана Главная инспекция по милиции и уголовному розыску.

В областных органах ГПУ, в том числе и в Твери (Калинине) были созданы особые инспекции по милиции и уголовному розыску.

Таким образом, была осуществлена централизация органов милиции в масштабе всего Советского Союза.

Основными задачами милиции в это время являлось наблюдение «за проведением в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих революционный порядок и общественную безопасность». Ей поручалось вести борьбу с преступностью, расследовать дела о преступлениях, охранять государственное и общественное имущество, а также личную безопасность граждан и их имущество.

Милиция делилась на общую и ведомственную. Ведомственная милиция организовывалась на основе соглашения республиканских, краевых, областных органов милиции с государственными и общественными органами для специальной охраны отдельных предприятий и сооружений и иного имущества. Она действовала на основе общих положений и уставов милиции и дополнительных инструкций, необходимых ввиду особых условий ее службы.

Как и в прежние годы, органы милиции уделяли самое серьезное внимание борьбе с детской беспризорностью и преступностью несовершеннолетних. 31 мая 1935 г. Постановлением СНК СССР «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» были заложены основы профилактической работы с детьми, создания детских комнат милиции.

Рост автомобильного транспорта, повышение интенсивности дорожного движения вызвали необходимость принятия более эффективных мер по обеспечению безопасности дорожного движения. В связи с этим 3 июля 1936 г. была создана специализированная служба милиции – ГАИ.

В эти же годы происходит расширение функций милиции в области борьбы с пьянством. В частности, в 1939 году медицинские вытрезвители передаются из системы народного комиссариата здравоохранения в систему НКВД и структурно входят в органы милиции.

Усилившаяся международная напряженность сделала необходимым осуществление мер, обеспечивавших готовность милиции к работе в условиях военной обстановки.

В соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 года на органы милиции возлагалась обязанность осуществлять учет военнообязанных и призывников. Для этого во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы.

В конце 30-х годов вслед за Москвой и другими крупными городами в Твери начали формироваться отряды ночной охраны. А уже с первых дней Великой Отечественной войны вся жизнь страны была подчинена делу вооруженной защиты Отечества. Свой вклад в решение этой задачи, в победу над врагом внесла и Тверская милиция. 25 процентов ее личного состава было призвано в армию в первые дни войны. Лучшие сотрудники ушли на фронт добровольцами. Все этот не могло не сказаться на качественном уровне кадров милиции – как правило, ушедших на фронт заменяли лица, не годные к строевой службе: инвалиды, пенсионеры, женщины. Нельзя забывать и о том, что в военной обстановке на милицию были возложены многочисленные дополнительные обязанности. С начала войны наружная служба милиции (не говоря уже об уголовном розыске и БХСС) была переведена на двухсменный режим работы – по 12 часов. Отпуска всем сотрудникам были отменены.

13 октября 1941 года враг подошел к г. Калинину. Он был уверен, что займет его с ходу, легко прорвется к Ярославлю и выйдет к Москве.

По приказу начальника УНКВД по Калининской области на помощь Калининскому гарнизону пришли сотрудники НКВД и милиции. Был сформирован специальный милицейский истребительный батальон. Неоценима его роль в боях за оборону г. Калинина. Заметную роль сотрудники Калининской милиции сыграли также в организации борьбы в тылу врага, партизанском и диверсионно-подрывном движении. Уже 16 декабря 1941 года город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

В период Великой Отечественной войны органы внутренних дел, милиция принимали самое активное участие и в оказании помощи детям. Сотрудники занимались выявлением безнадзорных и беспризорных детей, помещали их в детские дома, приемники-распределители. Всемерно расширяли сеть детских комнат при милиции.

Большое профилактическое значение имело своевременное изъятие оружия у населения, организация сбора оружия и боеприпасов, оставшихся на полях сражений. Эта работа развертывалась по мере освобождения территории Калининской области от немецко-фашистских захватчиков.

После окончания Великой Отечественной войны сотрудникам Калининской милиции пришлось действовать в весьма сложных условиях. Это объяснялось многими причинами. В частности, по окончании войны в работе с кадрами возникали проблемы во многом схожие с теми, что имели место после гражданской войны, а также обусловленные строжайшим режимом экономии средств, которые государство направляло прежде всего на восстановление народного хозяйства. В ряде ведомственных актов МВД СССР 1947 года говорилось о “низком политико-моральном состоянии ряда подразделений органов внутренних дел, неудовлетворительном состоянии школьно-курсовой подготовки начсостава (особенно их юридического обучения), а также неудовлетворительных материально-бытовых условиях личного состава.

Весьма сложной была криминогенная обстановка, и одной из причин тому были неоднократные массовые амнистии уголовников. Все это требовало принятия соответствующих организационных мер по укреплению аппарата милиции. Уже 17 января 1946 года был издан приказ об усилении борьбы с преступностью, предусматривавший широкий комплекс мер по активизации работы аппаратов уголовного розыска и БХСС.

Сложность оперативной обстановки в послевоенный период отразилась и на организации наружной службы. За постами милиции закреплялся постоянный состав милиционеров, переброска с поста на пост без особого разрешения начальника УНКВД Калининской области запрещалась.

К ночному патрулированию в городах привлекался «офицерский и технический состав милиции», а также комендантские патрули военного гарнизона и внутренние войска.

Стремление улучшить работу милиции, укрепить ее кадры во многом предопределило ее передачу в октябре 1949 года в ведение МГБ СССР. На данное решение непосредственное влияние оказал тот факт, что практически сразу по окончании войны начала подниматься волна репрессий, и органы милиции были переориентированы на всемерное оказание содействия органам государственной безопасности.

29 октября 1952 года решением Совета Министров СССР на милицию была возложена охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. В составе управления милицейской службы ГУМ МГБ СССР был создан Отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны и соответствующее структурное подразделение в Калининской области.

Несмотря на строжайшую централизацию в решении кадровых вопросов, к середине 50-х годов в органах внутренних дел сложилась ситуация, мало чем отличавшаяся от имевшей место в 20-е годы: штатная численность органов, работавших в одинаковых условиях, существенно разнилась, нагрузка на работников ведущих служб этих органов отличалась в десятки раз.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 года предусматривало принятия срочных мер по укреплению кадров милиции. Однако в 60-е годы решение кадрового вопроса особенно обострилось из-за принятого за аксиому утверждения о грядущем в недалеком будущем торжестве коммунизма, неминуемом искоренении преступности и, в связи с этим, исторической обреченности органов милиции.

Реальные признаки улучшения положения дел обозначились со второй половины 60-х годов. С этого времени начинается поиск новых организационных форм охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью, обновляется нормативно-правовая база органов внутренних дел, развивается сеть ведомственных учебных заведений.

Так в феврале 1969 года вместо Главного управления милиции МВД СССР был образован ряд самостоятельных структурных подразделений (ГУУР, УБХСС, УГАИ и др.). В целях совершенствования аналитической, плановой, контрольной деятельности в 1971 году организационно-инспекторский отдел в составе УВД был преобразован в штаб. В том же году началось создание при городских и районных органах внутренних дел специальных комендатур по учету и надзору за лицами, условно осужденными к лишению свободы, с обязательным привлечением их к труду, а также лицами, за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы для работы на строительстве предприятий народного хозяйства.

В период с 1967 по 1982 годы УВД Калининской области руководил генерал-майор милиции Соловьев Иван Михайлович - участник Великой отечественной войны. После демобилизации из рядов советской армии в феврале 1946 года И.М. Соловьев был принят на службу в НКВД Калининской области в должности милиционера Удомельского отдела милиции, а закончил службу уже в должности начальника УВД по Тверской области. В память о его заслугах на столь высоком и ответственном посту открыта памятную доска на административном здании УВД. В его лице была отдана дань памяти и признательности всем ветеранам органов и подразделений внутренних дел Тверской области.

Смена руководства МВД СССР в начале 80-х годов и приход в МВД нового министра Федорчука В.В. повлекли за собой не имевшую исторического прецедента по своим масштабам чистку кадров личного состава милиции по мотивам «разложения». С 1982-1986 год были заменены практически все начальники ГРОВД, что не могло не сказаться на результатах оперативно служебной деятельности.

Резкое ухудшение криминогенной обстановки в стране с началом «перестройки» потребовало принятия адекватных мер. 9 ноября 1978 года создаются отряды милиции специального назначения – ОМСН КМ), 3 октября 1988 года - отряды милиции особого назначения - ОМОН. 15 ноября 1988 г. в системе МВД создается Управление (в дальнейшем – Главное Управление) по борьбе с организованной преступностью, а 8 октября 1992 года – специальные отделы быстрого реагирования, как силовая структура при нем.

В 80-е годы большую остроту приобретает проблема усиливающейся в стране наркомании. 6 декабря 1991 года приказом МВД создается Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков.

После распада СССР, особенно в 90-е годы милиция, как и вся страна, оказалась в нелегкой ситуации. Материально-техническое, финансовое обеспечение органов и подразделений внутренних дел области не соответствовало требованиям дня. И все это происходило на фоне социально-политической напряженности в обществе, межнациональных конфликтов, ухудшения экономической и криминогенной ситуации в стране и в регионе.

В декабре 1994 года начались боевые действия в Чеченской Республике, которые не завершились до сих пор, и в которых с первых дней принимают участие сотрудники УВД по Тверской области. За этот период УВД потеряло 24 сотрудника, погибших при исполнении служебного долга в Северо-Кавказском регионе РФ.

В этих непростых условиях УВД области ищет пути, как при наименьших финансовых, материальных и людских затратах, в условиях отвлечения большого количества сотрудников для выполнения служебных задач в Северо-Кавказском регионе, добиваться эффективных результатов в борьбе с преступностью, в деле охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, защиты прав и законных интересов граждан.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России