Работа с обращениями граждан

Организация рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации

1. Инструкцией  «Об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. №707 определены сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. Положения Инструкции не распространяются на правоотношения, возникающие в связи с рассмотрением обращений, которые регулируются
в ином порядке, установленном международными договорами с участием Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

3. Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:

3.1. Представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.

3.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

3.3. Получать письменный ответ по существу поставленных
в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных
пунктами 146 и 147 Инструкции (п. 146. Ответ на обращение не дается: 146.1. Если обращение признано уполномоченным должностным лицом анонимным. 146.2. Если обращение признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена. 147. Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается (о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения письменно уведомляется гражданин, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению): 147.1. Если обращение признано некорректным по содержанию, изложению или форме. В случае признания обращения некорректным по содержанию гражданин предупреждается о недопустимости злоупотребления правом на обращение. 147.2. Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел. 147.3. Если в обращении обжалуется судебное решение. 147.4. Если невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну), либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе (далее – письменное обращение) в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

3.4. Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или
на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения
в административном и (или) судебном порядке в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

3.5. Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

3.6. Возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органа внутренних дел или его должностными лицами при рассмотрении обращения,
по решению суда.

4. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

5. В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения органом внутренних дел или должностным лицом, могут быть взысканы
с данного гражданина по решению суда.

6. В интересах защиты прав гражданина и сотрудников
при информировании о порядке рассмотрения обращений
и при личном приеме граждан используются технические средства аудио- и (или) видеофиксации, о чем в обязательном порядке гражданин должен быть уведомлен.

7. Конфиденциальность аудио- и (или) видеоинформации,
полученной с применением технических средств, а также учет и хранение носителей указанной информации обеспечиваются в соответствии
с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

8. Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, вправе:

8.1. Направлять в установленном порядке запросы для получения необходимых документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам.

8.2. Истребовать в установленном порядке из органов внутренних дел документы и материалы, относящиеся к предмету проверки по обращению.

8.3. Знакомиться с документами и материалами, имеющими значение для рассмотрения обращения. В случае необходимости приобщать их копии к обращению.

8.4. Выезжать по решению руководителя на место для проверки фактов и обстоятельств, изложенных в обращении.

8.5. Пользоваться в установленном порядке информационными базами (банками) данных МВД России.

Информирование граждан о порядке рассмотрения обращений

9. Информирование по телефону о поступлении обращения и результатах его рассмотрения, а также разглашение данной информации посторонним лицам запрещаются.

10. Сведения о регистрационном номере обращения и дате его поступления предоставляются гражданину на личном приеме при предъявлении документа, удостоверяющего его личность. 

Прием и первичная обработка обращений

11. Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать:

11.1. Наименование органа внутренних дел, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) должностного лица органа внутренних дел, или его должность.

11.2. Фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина.

11.3. Почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации обращения.

11.4. Личную подпись и дату.

12. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

13. Интернет-обращение в обязательном порядке должно содержать:

13.1. Фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина.

13.2. Адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес,
если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.

14. К интернет-обращению гражданин вправе приложить необходимые документы и материалы или их копии в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии
в письменной форме.

15. В письменном обращении и интернет-обращении следует  изложить суть обращения, просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия
в их реализации, либо незаконно возложена какая-либо обязанность,
а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения обращения.

16. Отсутствие сведений, перечисленных выше, за исключением отсутствия в письменном обращении,  а также в интернет-обращении фамилии гражданина или почтового либо электронного адреса для направления ответа, не является основанием для оставления обращения без ответа.

17. К рассмотрению принимаются обращения:

17.1. Направленные посредством:

27.1.1. Операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа  внутренних дел.

17.1.2. Официальных сайтов.

17.1.3. Факсимильной связи.

17.1.4. Федеральной фельдъегерской связи и специальной связи.

17.1.5. Дежурной части территориального органа МВД России.

17.1.6. Почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей.

17.2. Полученные в ходе личного приема.

18. Сотрудникам подразделений делопроизводства и режима запрещается лично принимать обращения от граждан, за исключением рапортов и обращений, принятых в ходе личного приема уполномоченными должностными лицами.

Выемка корреспонденции из почтового ящика производится сотрудником подразделения делопроизводства не реже одного раза в день.

19. Письменные обращения, поданные в территориальный орган непосредственно гражданином или лицом, представляющим его интересы, принимаются в дежурной части и регистрируются в Книге учета
заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях круглосуточно. Оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его гражданину или лицу, представляющему его интересы.

20. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, без рассмотрения с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Руководитель органа внутренних дел принимает меры по защите чести и достоинства сотрудников, реализации или восстановлении их законных прав, если порочащие их сведения, изложенные в обращениях, не нашли свое подтверждение.

Рассмотрение обращения по существу

21.Сроки рассмотрения обращений исчисляются в календарных днях.

22. Срок рассмотрения обращения, поданного в ходе личного приема гражданина, исчисляется с даты приема.

23. Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

24. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина. 

25. Оригиналы личных документов (свидетельство о рождении, паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и другие документы) к материалу по письменному обращению не приобщаются, а возвращаются гражданину путем личного вручения под расписку или иным способом, обеспечивающим их сохранность.

26. Решение о предоставлении гражданину возможности ознакомления с материалами по обращению или отдельными документами, а также снятии с них копий принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением. На заключении проставляется отметка об ознакомлении гражданина с материалами по обращению, которая заверяется его подписью.

27. Члены общественных советов имеют право с письменного согласия гражданина на ознакомление с обращением о нарушении сотрудниками его прав, свобод и законных интересов, а также
с результатами  рассмотрения обращений, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Об ознакомлении оформляется соответствующая отметка в учетной форме.

Порядок организации и проведения личного приема граждан

28. Прием руководящим составом органа внутренних дел осуществляется по графику, который ежемесячно утверждается начальником органа внутренних дел и предусматривает в том числе прием в течение трех часов один раз в месяц в субботний день, а также один раз в неделю в рабочий день
с 17 до 20 часов.

29. Допускается прием по предварительной записи. Отсутствие предварительной записи не является основанием для отказа в приеме.

30. Прием осуществляется в порядке очередности.

31. В случае отсутствия должностных лиц, назначенных для приема, в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер, гражданину предлагается замена компетентным должностным лицом либо время приема переносится, но не более чем на три последующих рабочих дня без изменения графика приема (за исключением случаев
командировки, болезни и отпуска должностных лиц, назначенных для приема).

32. При приеме гражданин предъявляет уполномоченному должностному лицу документ, удостоверяющий его личность.

33. Копия карточки личного приема гражданину не выдается.

34. В ходе приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ранее ему был дан ответ по существу поставленных вопросов, в том числе в случае прекращения с ним переписки и при отсутствии новых доводов, подлежащих проверке.

35. В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием прекращается, о чем делается запись в учетной форме.
Граждане с признаками алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения на прием не допускаются.

36. Члены общественных советов вправе с согласия гражданина присутствовать при проведении приема должностными лицами. Согласие на присутствие члена общественного совета либо отказ в этом оформляются письменно и заверяются личной подписью гражданина.
В карточке личного приема проставляется отметка о присутствии члена общественного совета.

 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России